Как любой инструмент, цифровая фотокамера должна соответствовать своему предназначению. И если некоторым достаточно «мыльницы» с разрешением, пригодным лишь для публикации снимков на личном веб-сайте, то для других необходима многомегапиксельная «зеркалка» с обилием ручных настроек.
При выборе камеры необходимо учитывать всю изложенную в данной книге информацию как по части каждого из компонентов фотоаппарата в отдельности, так и функционирования камеры в целом. Например, любая современная модель, обладающая большим количеством ручных режимов, должна хорошо фотографировать в полностью автоматическом режиме.
Если же для достижения приемлемого качества при съемке в обычных условиях от пользователя требуется выбирать один из двадцати режимов специальной программы, работа с этим фотоаппаратом превратится в пытку. В то же время камера «без затей», но с хорошей оптикой, приличной матрицей и «умной» автоматикой может обеспечивать высококачественное изображение.
Можно выложить 4000 долларов при покупке «зеркалки», еще 2000 потратить
на оптику, а затем выяснить, что со специфическими задачами, вроде спортивной
съемки, гораздо лучше справляется специализированный любительский фотоаппарат,
который при меньшем разрешении в три раза «скорострельнее» и стоит менее
1000 долларов. А прежде чем покупать фотоаппарат за 1000 долларов, все
Наличие TTL-разъема вспышки, как кабельного гнезда, так и «башмака», также мало что значит, если соответствующая периферия отсутствует или малодоступна. Если же объектив снабжен резьбой для оптических насадок, то не мешает поинтересоваться о доступности этих аксессуаров, а также совместимости данной резьбы с существующими на рынке изделиями третьих фирм.
Есть у некоторых производителей одна неприятная привычка - указывать «суммарную кратность объектива» (total zoom). Под этим термином подразумевается произведение кратности объектива на максимальное значение цифровой трансфокации.
ПРИМЕЧАНИЕ
Цифровая трансфокация (Digital Zoom) — режим съемки, эмулирующий увеличение
фокусного расстояния объектива и применяемый для укрупнения объекта съемки.
При цифровой трансфокации пикселы из центральной части кадра «вырезаются»,
после чего происходит либо запись файла меньшего разрешения, либо интерполяция
пикселов до штатного разрешения.
Разумеется, что и при уменьшении разрешения, и при интерполяции пикселов качество кадра ухудшается, кроме того, аналогичный эффект достигается применением ПО для обработки изображений. Цифровая трансфокация упоминается исключительно в рекламных целях, а вот пользователю следует быть крайне внимательным при изучении характеристик фотоаппарата.
В обилии сервисных функций, которыми производители щедро снабжают свои изделия, нетрудно потеряться. Однако необходимость большинства из них вызывает сильные сомнения. В частности, возможность регулировки яркости, контрастности и цве-тонасыщенности отснятого кадра является, по большому счету, фикцией. Визуально оценить изображение на ЖК-дисплее с диагональю 5 см практически невозможно, кроме того, специализированные программы ПК справляются с этой задачей намного лучше.
Нет смысла искать «самую-самую» камеру, умеющую «все на свете» — такие изделия существуют лишь в рекламных проспектах. Фотоаппарат — это всего лишь инструмент, предназначенный для того или иного вида съемки.
Еще одной интересной особенностью развития цифровой фототехники является частая (до двух раз в год) смена модельного ряда производителями. Налицо аналогия с рынком мобильных телефонов, когда модели трехлетней давности выполняют основную функцию ничуть не хуже самых последних новинок. С другой стороны, благодаря этому обстоятельству всегда можно найти довольно приличную камеру «сэконд-хэнд». Однако занятие это довольно рискованное и требует особенного подхода. Скрупулезность при приобретении цифровой камеры обусловлена ее конструкцией.
Как любой фотоаппарат, цифровая камера оснащена объективом, который состоит из хрупких стеклянных линз и прецизионной механики. Это устройство очень плохо переносит вибрацию и удары — оптические элементы могут сместиться либо треснуть. Да и механические детали (лепестки диафрагмы, привод варио-объектива и т. д.) не слишком приспособлены к тряске. Кроме сотрясений, оптика также плохо переносит резкие температурные перепады и повышенную влажность. Кстати, именно механические повреждения в 50 % случаев являются причиной выхода из строя цифровой камеры.
В небольшом корпусе цифрового фотоаппарата сконцентрировано большое количество электронных деталей, все они потребляют электроэнергию, причем довольно активно. В то же время подаваемое напряжение должно строго соответствовать номиналу. Это противоречие часто приводит к выходу из строя камеры, причем особенно часто при стационарной работе — переписывании кадров в компьютер либо съемке в студии.
В этом случае пользователи частенько используют не специализированные блоки питания, предназначенные для эксплуатации именно с этим фотоаппаратом, а первый попавшийся источник тока, у которого подходит разъем, а напряжение примерно соответствует требуемому номиналу. Однако при большой нагрузке, например, при заряде вспышки, резко возрастает потребляемый ток. Не все устройства питания способны справиться с этой ситуацией, и очень часто источник тока может просто сжечь камеру. Кроме того, даже блок питания от фирмы-производителя фотокамеры необходимо подключать не напрямую в розетку, а через сетевой фильтр (Pilot), так как даже фирменное устройство может не справиться с сильными всплесками напряжения бытовой сети.
Еще одна неприятность поджидает пользователя, если для питания камеры он использует элементы АА от малоизвестных производителей. При использовании аккумуляторов повышенной емкости (1800 мА/ч и выше), которые, как и блоки питания «No Name», не всегда адекватно реагируют на повышенную нагрузку, слишком высокий ток может вывести фотоаппарат из строя.
В некоторых случаях камеру удается «реанимировать» посредством ремонта, однако не всегда полностью. Если поражающий импульс тока был довольно сильным, часть функций может оказаться невосстанавливаемой.
По части склонности к механическим повреждениям на втором месте после объектива находится ЖК-дисплей. Несмотря на то что в большинстве камер он спрятан за довольно прочной прозрачной пластмассой, некоторые горе-фотографы умудряются разбить это устройство. В результате теряется одно из преимуществ цифровой фотографии — способность мгновенно оценить результаты съемки.
Кроме объектива и ЖК-дисплея, пользователи также «любят» разъемы подключения и штативные гнезда. Небольшие габариты камер обусловливают применение довольно миниатюрных разъемов, поэтому при небрежной эксплуатации довольно часто получаются погнутые и поломанные контакты. А штативные гнезда для удешевления конструкции очень часто выполняются из пластмассы, что при интенсивном использовании данного узла приводит к сорванной резьбе.
Может сложиться ложное впечатление, что цифровая камера — чрезвычайно хрупкий и капризный в использовании прибор. Это не так, просто при эксплуатации цифрового фотоаппарата, как и при работе с любой другой электронной техникой, требуется определенный уровень аккуратности. А для того, чтобы узнать, насколько бережно прежний владелец обращался с камерой, для начала необходимо произвести довольно тщательный внешний осмотр.
Последовательность осмотра следует начать с корпуса. Его панели не должны содержать явных признаков механического воздействия — царапин либо вмятин. Дело тут не во внешней красоте -часто и «больно» падавшая камера имеет все шансы повредить объектив. Кроме того, никто не сможет поручиться, что у такого «рачительного» хозяина фотоаппарат не подвергался другого рода испытаниям, например «электрошоку» от блока питания непонятного происхождения.
Другое дело в потертости корпусов некоторых камер — в этом особой беды нет. Изыски дизайнеров вынуждают разработчиков использовать для окраски серой пластмассы серебристый, бронзовый и другие оттенки красок, которые постепенно слезают от тесного общения фотоаппарата с карманом владельца, так как далеко не все носят камеру в специальном кофре.
Предположим, что признаков частого контакта камеры с асфальтом не обнаружено. Следующим исследуемым компонентом будет объектив, а для этой операции требуется хорошее освещение.
Большинство компактных камер оснащено выдвигающимся из корпуса объективом, поэтому при осмотре камеру обязательно надо включить. При этом следует прислушаться к издаваемым фотоаппаратом звукам. Разумеется, есть камеры, у которых при включении, изменении фокусного расстояния и фокусировке серводвигатели шумят довольно громко. В частности, тот же Olympus С-2000 и все его производные модели, вплоть С-4040, издают довольно своеобразное жужжание. Однако порой можно услышать отчетливый хруст и скрежет, вызываемый поврежденными частями механики либо попавшей в объектив пылью, а это уже тревожный сигнал, который нельзя игнорировать.
Затем, поворачивая объектив под разными углами к падающему свету, внимательно осмотрите внешнюю линзу объектива. Искать нужно царапины, сколы и помутнения, и очень хорошо, если таковые не обнаружатся. В некоторых камерах объектив состоит из линз довольно большого диаметра, так что удается заглянуть «в самую душу» объектива. При этом можно найти дефекты не только оптической системы (например, водяной конденсат между линзами), но и неисправности механики. В частности, если лепестки диафрагмы повреждены, то при тщательном осмотре это можно обнаружить.
Если имеется резьба для крепления оптических насадок, необходимо проверить,
не сорвана ли она. Иногда такие повреждения встречаются, поскольку диаметр
резьбового соединения большой (в среднем порядка 40 мм), а глубина небольшая,
что вызывает определенные трудности при навинчивании фильтров и конверторов.
ЖК-дисплей наравне с объективом отличается особым «травматизмом», поэтому
его тоже необходимо тщательно осмотреть. Хотя эта задача достаточно проста,
если экран сломан, то изображение либо вообще не будет выводиться, либо
с сильными искажениями. Дисплеи на тонкопленочпых транзисторах (TFT),
или, как их чаще называют, с активной матрицей (active matrix), обладают
еще одной особенностью — иногда некоторые из пикселов светятся одним и
тем же цветом, вне зависимости от отображаемого кадра. Максимально допустимое
количество этих дефектных точек разное у каждой фирмы-производителя, главное,
чтобы они не были сосредоточены в одной компактной области экрана. В этом
случае просмотр отснятых кадров сильно затрудняется.
Заканчивается внешний осмотр проверкой состояния разъемов. Наибольшей стойкостью к повреждениям обладают соединения с плоскими контактными поверхностями, такие как микро-USB.
Гнезда типа «микроджек», применяющиеся для подключения кабелей видеовыхода и последовательного порта, отличаются несколько меньшей прочностью, особенно при сильных изгибающих усилиях. При повреждении разъема на нем видны трещины, а контакт при этом ненадежен.
Легче всего повреждаются штырьковые соединители, особенно в тех случаях,
когда разъем круглой формы. Пользователь может с усилием вставить кабель
в гнездо и с запоздалым удивлением обнаружить, что половина штырьков просто
согнулась либо
сломалась. Поэтому при проверке всегда следует уделять внимание как разъему,
так и соединительному кабелю.
Очень часто при проверке комплектности обращают внимание на второстепенные детали — наличие программного обеспечения для связи камеры с компьютером и редактирования переданных кадров, соединительных шнуров, запасных элементов АА и пр.
Однако стоит помнить, что из камер, заслуживающих внимания на данный момент, абсолютно все оснащены съемной памятью. Огромное распространение получили также разнообразные считыватели для всех перечисленных типов памяти. При их использовании отпадает необходимость держать камеру рядом с компьютером и расходовать энергию ее батареек на «перекачку» кадров.
Таким образом, если фотоаппарат использует сменные модули памяти, отпадает необходимость как в специализированном ПО, так и в соединительных кабелях. Однако если камера запитывается от нестандартных источников питания (особо «хитрые» аккумуляторы), следует тщательно взвесить все проблемы, которые могут возникнуть при их выходе из строя. Поэтому некоторым преимуществом пользуется техника, использующая элементы стандарта АА, — с этими источниками питания дефицит никогда не наблюдался.
При возможности установки оптических насадок следует узнать диаметр установочной резьбы. Если ее значение порядка 43 мм, есть возможность найти широкоугольную, макро- или длиннофокусную линзу; с уменьшением диаметра шансы уменьшаются. Точно так же подключить через синхроконтакт можно любую внешнюю вспышку, а вот TTL-гнездо или TTL-«башмак» поддерживают всего несколько «своих» моделей.
В целом большинство любительских цифровых фотокамер представляют собой функционально полные устройства, поэтому, кроме сменной памяти и элементов питания, доступность аксессуаров редко влияет на выбор пользователя.
При тестовой съемке желательно сделать серию кадров разных объектов при разных условиях освещенности и с разным удалением.
Однако в первую очередь следует проверить ПЗС-матрицу на наличие «залипших» пикселов. Для поиска этих пикселов достаточно сделать снимок при полностью закрытом светонепроницаемой крышкой объективе. Для сохранения кадров следует выбрать формат TIFF, а если этот формат не поддерживается, то JPEG с минимальным уровнем сжатия.
Полученные снимки желательно изучать на экране компьютера, так как даже самые лучшие ЖК-дисплеи камер при максимальном масштабировании кадра крайне редко позволяют обнаружить «залипшие» пикселы. Количество обнаруженных дефектов не должно превышать разрешение матрицы в мегапикселах, и, конечно же, они ни в коем случае не должны располагаться кучно.
Затем следует проверить оптическую систему фотоаппарата. Контроль хроматических и геометрических аберраций довольно прост.
Если снять близко расположенные объекты с разным уровнем освещенности,
например темные листья дерева на фоне яркого неба, то кадр на стыке этих
объектов в большинстве случаев приобретет тонкую кайму синевато-фиолетового
оттенка. Толщина этой каймы и определяет степень хроматических аберраций
объектива.
Из геометрических аберраций легче всего проверить дисторсию. Для этого
требуется сфотографировать прямоугольный объект при максимальном и минимальном
фокусном расстоянии объектива. Степень изогнутости сторон прямоугольника
внутрь либо наружу указывает уровень дисторсин объектива.
Обнаружить кривизну поля немного сложнее. Для этого необходим объект,
содержащий мелкие детали — в частности, подойдет раскрытая книга. Следует
так подобрать дистанцию съемки, чтобы шрифт был на пределе различимости.
Затем нужно сделать пять кадров, в одном книга должна располагаться в
центре, а в четырех остальных — по углам снимка. Если в «угловых» кадрах
буквы рассмотреть невозможно, кривизна поля высокая и объектив нельзя
назвать качественным.
Для проверки расфокусировки объектива необходимо отснять несколько объектов,
находящихся на разном удалении, а также один и тот же предмет, но при
разном фокусном расстоянии. При повреждении оптической системы кадры получатся
размытыми, однако чтобы избежать размытости от «одергивания» при большой
выдержке, камеру при съемке следует установить на какую-нибудь устойчивую
поверхность.
Отдельным серьезным испытанием для автофокуса камеры являются макросъемка и фокусировка в условиях слабой освещенности.
При макросъемке большинство камер уверенно «схватывают» объект съемки с 10-20 см, однако в некоторых случаях этого не происходит. Если данный режим будет применяться довольно часто, имеет смысл обратить внимание на другие модели либо обзавестись конверторной насадкой - линзой для макросъемки. В последнем случае можно подобрать такую насадку, что дистанция съемки сократится до нескольких сантиметров, весь вопрос лишь в доступности данных аксессуаров.
Поскольку для пассивного автофокуса (а им оборудовано подавляющее большинство камер) используется ПЗС-матрица, при съемке в условиях слабой освещенности кадры тоже могут быть не в фокусе. Разумеется, что в кромешной тьме вряд ли кто будет снимать, но все-таки для уверенной работы исправного автофокуса должно хватать света, обеспечиваемого сорокаваттной лампой накаливания.
Слабая освещенность к тому же способствует проверке ПЗС-матрицы на уровень теплового шума, при этом необходимо отключить вспышку. Для «разогрева» сенсора рекомендуется предварительно снять серию кадров-«пустышек». При съемке в автоматическом режиме камера установит максимальное значение чувствительности и выдержку, точно так же должен поступить пользователь при съемке в ручном режиме. Если тепловой шум матрицы слишком велик, то есть хаотично расположенные точки различных цветов усеивают кадр чересчур густо, то для съемки в помещениях эту камеру можно будет использовать только со вспышкой, а это не всегда возможно.
Даже если сенсор фотоаппарата «шумит» в пределах приемлемого, шанс испортить
кадр сохраняется. Чаще всего это происходит по вине не особенно «интеллектуального»
алгоритма обсчета баланса белого. Для проверки достаточно снять произвольный
объект, прислонив к нему лист белой бумаги для контроля.
Как правило, при съемке в дневном свете результаты в большинстве случаев
оказываются приемлемыми, а вот в помещении с лампами накаливания или флуоресцентными
источниками света автоматика при определении цветовой температуры частенько
дает сбой.
Иногда положение удается исправить, используя предустановленные параметры. В большинстве камер есть данные для корректировки расчета точки белого при разных источниках света — солнце, лампах накачивания или флуоресцентных светильниках. Однако при использовании смешанного освещения, например, когда в комнату, освещенную лампой накаливания, попадают солнечные лучи через открытое окно, не спасают даже скорректированные предустановленные значения. Хорошо, если камера позволяет установить баланс по эталону (листу бумаги, например), но когда на данную процедуру нет времени или этой функции у фотоаппарата просто нет, спасти положение может только хорошая вспышка.
При использовании вспышки проблем с определением баланса белого не возникает, так как белый свет, генерируемый излучателем вспышки, имеет несколько «холодный» оттенок. За счет этого при освещении даже смешанными источниками света (флуоресцентными светильниками и лампами накаливания одновременно) цветовые оттенки объектов съемки выглядят естественно. Правда, в некоторых случаях наблюдается довольно интересный эффект. Например, если установить баланс белого по эталону в камере Olympus C-2500L (кстати, первой модели этой фирмы, оборудованной данной функцией), а затем задействовать вспышку, то кадр получится состоящим сплошь из синеватых оттенков. В некоторых моделях есть даже опция «вспышка» при настройке баланса белого.
Однако главная функция вспышки — подсветка объекта съемки при недостаточном уровне освещенности. Основные характеристики вспышки — время заряда между импульсами и ведущее число. Производители любительских фотоаппаратов, как правило, указывают не ведущее число, а максимальную и минимальную дистанцию съемки со вспышкой. Необходимость обозначения минимальной дистанции вызывается тем, что избыток света превращает наиболее светлые участки кадра в сплошные белые пятна, в свою очередь, автоматика камеры не всегда успевает оценить уровень освещенности объекта съемки и прервать свечение вспышки.
Поэтому рекомендуется проверить работу вспышки при разных условиях освещенности (в том числе и в контровом свете — когда его источник расположен за объектом съемки), а также с максимального и минимального расстояния до объекта съемки. При этом следует использовать как широкоугольный, так и длиннофокусный диапазоны вариообъектива камеры, а если есть возможность — объекты разной окраски (светлый/темный) и степени отражения (матовый/глянцевый). Хорошая вспышка — это не только мощный излучатель и быстро заряжающийся конденсатор. Качество этого устройства в первую очередь определяется уровнем «искусственного интеллекта», способностью молниеносно оценивать степень освещенности объекта съемки, соотносить ее с используемыми экспопараметрами и вовремя прекращать свечение. В этом случае лица людей в кадре выглядят естественно, предметы имеют глубокие светотени, а блики на глянцевых предметах не занимают всю их поверхность. Если же автоматика, что называется, «умом не отмечена», то фотографии становятся «плоскими», с обширными белыми пятнами на объектах переднего плана и резкими переходами из света в тень.
Для управления вспышкой существует не так уж много функций. Как правило, это режим принудительной вспышки (когда требуется снять объект в сильном контровом свете либо когда автоматика камеры «не хочет» применять вспышку), а также синхронизация при «длинной выдержке». В некоторых камерах пользователь может также корректировать импульс вспышки. В большинстве случаев управление допускается в пределах +\-2 EV, где EV — экспозиционное число.
Если камера позволяет управлять экспозиционными параметрами, необходимо
проверить, насколько эти возможности отвечают потребностям пользователя.
В первую очередь следует проверить экспокоррекцию. Желательно, чтобы диапазон
коррекции был побольше, а шаг регулировки -поменьше. Однако часто бывает
ситуация, когда градуировка экспокоррекции, принятая производителем камеры,
мягко говоря, не сходится с общепринятыми стандартами. Приходится проверять
«на глаз», при этом неплохо бы было в качестве теста использовать композицию
как с ярко освещенными объектами, так и с расположенными в глубокой тени
предметами. Такой разброс позволит оценить не только возможности экспокоррекции,
но и динамический диапазон камеры. При максимальном смещении экспозиции
в «плюс» теневые объекты по уровню яркости должны соответствовать предметам,
освещенность которых в кадре без экспокоррекции находится на среднем уровне.
Точно такое же соответствие должно быть при «затемнении» снимка. А динамический
диапазон фотоаппарата можно считать приемлемым, если при максимуме «положительной»
экспокоррекции еще видны детали светлых объектов, а при максимуме «отрицательной»
различимы предметы в тенях.
Несколько большие возможности по управлению экспозицией обеспечивают приоритетные режимы. Кроме того, без регулировки диафрагмы невозможно использовать внешнюю вспышку в автоматическом режиме. Самое главное при проверке приоритетных режимов — это диапазон регулировки экспопараметров. И если выдержка, как правило, регулируется в пределах от 10 секунд до 1/1000 секунды, то некоторые объективы допускают всего два-три положения диафрагмы (например, f/2,8, f/5,6 и f/8). Это значительно ограничивает возможности фотографа, для нормальной работы требуется хотя бы пять положений диафрагмы.
Некоторые объективы в качестве затвора используют тот же механический
узел, который управляет диафрагмой. В результате при максимально открытой
диафрагме значение минимальной выдержки становится уже не 1/1500, а 1/1000,
так как лепесткам диафрагмы приходится перемещаться на большее расстояние.
Большинство камер в приоритетных режимах допускают также экспокоррекцию,
отображая при этом на ЖК-дисплее значения обоих экспопараметров. Таким
образом, пользователь может осуществлять практически полный контроль над
экспозицией.
Однако в режиме ручной экспозиции управление выдержкой и диафрагмой ведется напрямую, что избавляет пользователя от необходимости отслеживать «скачки» управляемого камерой экспопараметра при кадрировании. Кроме того, в режиме ручной экспозиции, как правило, шире диапазон «длинных» выдержек.
Некоторые фотоаппараты в ручном режиме не отключают автоматику обсчета экспозиции. На ЖК-дисплее отображается степень отклонения в EV от рекомендуемого автоматикой значения, то есть что-то похожее на экспокоррекцию «наоборот».
После экспокоррекции второй по распространенности является функция управления экспозамером. Проверка точечного экспо-замера сводится к съемке «светлого на темном» или «темного на светлом» — главное, чтобы размер фотографируемого объекта был по возможности меньше, а разница в освещенности по возможности больше. Функция считается реализованной правильно, если на снимке небольшой предмет получился хорошо различимым на контрастном фоне.
При использовании эксповилки камера рассчитывает дистанцию фотографирования и экспозицию один раз, а интервал между кадрами определяется только выбранной выдержкой и временем подготовки камеры к съемке. В свою очередь, время подготовки зависит от скорости считывания очередного электронного «слепка» с ПЗС-матрицы в буферную память. Нетрудно догадаться, что от состояния буферной памяти (свободна ли она для размещения очередного полуфабриката кадра) зависит количество экспозиций в серии. Поэтому продолжительность эксповилки, как правило, не превышает 3-5 кадров, впрочем, этого достаточно для большинства ситуаций. Следует помнить, что при съемке в данном режиме вспышка не используется. Помимо очевидной бессмысленности дополнительной подсветки при эксповилке, это вызвано еще и тем, что заряд конденсатора вспышки требует довольно большого времени. При выборе фотоаппарата Ш следует обратить внимание на глубину изменения экспозиции (в идеале — от -2 EV до +2 EV), а также на возможность регулировки шага эксповилки (к примеру, 1/3 EV, 2/3 EV либо 1 EV).
Для большего удобства при съемке с большой выдержкой рекомендуется использовать штатив, практически все модели оснащены соответствующим гнездом. Оценка штативного гнезда начинается с изучения его материала (металл либо пластмасса), как правило, металлические гнезда отличаются более длительным сроком службы. Еще один важный момент — расположение гнезда. Если при установленном на штатив фотоаппарате блокируется доступ к важным отсекам камеры (батарейному, модулям памяти и т. д.), то гнездо расположено неудачно. Если гнездо штатива сильно удалено от оптической оси объектива, то при панорамной съемке близко расположенных объектов их совмещение будет затруднено.
Еще одни важным параметром, определяющим удобство эксплуатации, является скорость работы. Под этим подразумевается не только «скорострельность» при непрерывной съемке, но и интервал при переключении между режимами просмотра и съемки, время, необходимое для «разогрева» камеры при ее включении и т. д. Однако самым главным является «лаг» (задержка) между моментом нажатия кнопки затвора и собственно началом экспозиции. Этот лаг зависит от того, насколько быстро успевают сработать автофокус и автомат обсчета экспозиции. Чем меньше лаг, тем удобнее будет пользоваться фотоаппаратом, даже если при этом данная камера отличается невысокой скоростью «перелистывания» кадров при их просмотре.
Поскольку большинство компонентов цифровой камеры характеризуется довольно высоким энергопотреблением, трудно выделить наиболее «прожорливый» из них. Но, как правило, повышенным «аппетитом» отличаются вспышка, цветной ЖК-дисплей и привод оптической системы. Поэтому при тестировании системы питания рекомендуется погонять вариообъектив на максимальное и минимальное фокусное расстояние, снимать с принудительно включенной вспышкой и использовать в качестве видоискателя ЖК-дисплей.
С появлением компактных камер, рассчитанных всего на два элемента АА, выяснилась еще одна проблема. В ряде случаев даже абсолютно новые батарейки данного стандарта позволяли отснять максимум десяток кадров, а иногда и меньше. Дело в том, что ток заряда конденсатора вспышки очень высокий, и не все батарейки справляются с такой нагрузкой. Поэтому фотоаппараты, применяющие четыре элемента АА, работают намного дольше, что же касается «двухбатареечных» камер, то для них рекомендуется использовать полностью заряженные аккумуляторы стандарта АА.
Описанные процедуры проверки и оценки камеры занимают довольно много времени, а его, как известно, всегда не хватает.
Поэтому необходимо заранее решить, какие возможности по управлению экспозицией будут решающими при выборе фотоаппарата, а какие — второстепенными. Еще один способ сократить время осмотра — попытаться совместить часть тестов.
Один из самых лучших комплексных тестов — съемка человеческого лица с небольшого расстояния и при слабой освещенности смешанным (дневной/накаливания, накаливания/флуоресцентный) светом. В этом случае проверке подвергаются сразу несколько компонентов «интеллекта» камеры — расчет экспозиции, определение дистанции съемки, а также выбор «точки белого». Плюс к этому вспышка будет применяться в самой неблагоприятной для нее ситуации. Если фотоаппарат справится с этим сложным испытанием, то он будет обеспечивать хорошее качество кадров и при обычных условиях.